Бруно Путцейс
Обратная связь - это, одновременно, основной предмет в инженерии
и удивительно поляризованный в аудио,
причем некоторые говорят, что это зло, а другие говорят, что в этом нет ничего плохого,
пока вы не переусердствуете.
Бруно Путцейс оказывается в лагере совсем один,
… (ну, не совсем: мы, русские, своих в беде не бросаем)
но не совсем посередине.
-Что ты там пишешь?
-(теперь осторожно…) Пояснительная статья о контроле ошибок ООСью.
- Ура! “Десять мифов отрицательной обратной связи развенчаны!”
Мистер отрицательная обратная связь лично!
Или “к обратной связи или не к обратной связи?”
- Ты сам это сказал. Теперь видишь эту дубинку? Там написано:
“творчество предпочитает одиночество". Вежливо.
Серьезно. Ненавижу статьи под названием “Десять ... развенчанных мифов”.
Я должен был бы начать с перечисления круглогочисла неуклюже сформулированных утверждений
лагеря безООСников, который, вероятно, никогда не говорил ничего подобного, и
сопоставить некоторые упрощенные объяснения из школьной книги, чтобы исправить их.
И после того, как я застрелил, освежевал и зажарил заживо моих соломенных безООСных людей
и, вообще, заколотил дом, что обратная связь не работает так, я не смогу объяснить, почему.
Это оставило бы отличный статус-кво,
где каждый сказал свое слово, и истины остаются где-то посередине.
Я хочу сделать что-нибудь получше. Это не доказательство интеллекта, чтобы начать дискуссию,
указывая на предполагаемые “крайности” спектра мнений,
а затем занять какую-то воображаемую золотую середину.
Когда человек А говорит, что 2+2=5, а человек Б говорит, что 2+2=6,
наиболее разумная позиция - не пять с половиной,
ибо 2+2=5,5 вряд ли можно назвать умеренными.
На самом деле это очень, очень крайнее утверждение.
Несмотря на репутацию автора с твердым мнением,
вы не найдете в этой статье таких крайних претензий.
Что такое ООС?
“Обратная связь - это способ соединения,
при котором усилитель реагирует на свой собственный выходной сигнал
в дополнение к желаемому входному сигналу и любым нежелательным помехам.
Когда ответ на искомое возмущение меньше с обратной связью, чем без нее,
мы называем его отрицательной обратной связью.”
За пределами аудио этот предмет охватывает чрезвычайно всеобъемлющая дисциплина,
называемая теорией управления, которая имеет дело с отрицательной обратной связью
вокруг практически любого процесса,
чтобы сохранить его более или даже вообще стабильным.
Вряд ли кто-то, кто когда-либо пробовал это (углубить ООС)
и действительно слышал неизбежное (и откровенно волшебное)улучшение,
которое происходит, как только вы выходите за пределы, скажем, 20 или 30 дБ (глубины ООС)
мог бы забыть это.
С этого момента вы получаете однозначное чистое улучшение, которое продолжается вечно.
В полете фантазии я поставил на это дружественную аудиокомпанию на юге Нидерландов,
предложив метод обертывания почти 60 дБ петлевого усиления по всему звуковому диапазону
вокруг усилителя с использованием петли (ООС) третьего порядка.
Всякий раз, когда он был стабильным, он звучал безупречно. Измерения были тоже неплохими.
История реинтервентного искажения имеет однозначный вывод:
нет такого понятия, как “слишком много” обратной связи.
Горазло чаще не хватает обратной связи, и это именно то, что
так называемые умеренные аудиодизайнеры называют “скромным количеством” обратной связи.
На этом этапе мы понимаем, как на определенном этапе увлеченные, знающие аудиофилы
путались в обратной связи и делали предварительные, негативные выводы о ней. Обычно, однако,
наука и техника работают, делая ошибки и исправляя их по мере продолжения работы.
Поэтому необходим третий фактор, чтобы объяснить,
каким образом предварительное заключение вдруг зацементировалось в незыблемую ортодоксию.
Сюжетная линия 3: маркетинговая шумиха, спекуляция и “много нулей”.
В мои нежные годы “японские транзисторные усилители” считались яркими примерами вещей,
которые хорошо измерялись и звучали ужасно.
Осмелитесь даже сегодня превозносить достоинства усилителя, имеющего действительно низкие искажения,
и некоторые всезнайки встанут и скажут:
“вы знаете, измерения не говорят всей правды о звучании;
вспомните 80-е годы, когда рынок был наводнён усилителями,
которые имели искажение 0,00001% извучали визгливо”,
- прохожие энергично закивали.
Один из них будет продолжать, неизбежно,
делать ту же точкау в другой аудиовстрече,
добавляя дополнительный ноль.
Такие деятели никогда не были востребованы.
Это не умаляет того, что аудио-листовки вводили в заблуждение.
Иногда тонко заявляя только "THD at 1 кГц/1 Вт",
часто более жестоко с помощью техники, называемой ложью.
Эти усилители имели не очень хорошие измеренные параметры, и они звучали как надо.
Превосходные спецификации были заявлены для дешевых усилителей в полном ожидании,
что ни один рецензент не потрудится их измерить,
в то время как более скромные цифры были даны для усилителей
топ-оф-ассортимент продукции в разумном предположении, что они будут измерены.
Если бы маркетологи тогда поняли, на чём они создают индустрию, они бы совершили сэппуку.
Влияние на торговлю аудио было глубоким.
Мало того, что отрицательная обратная связь стала объектом подозрений и насмешек,
так и действительно хорошая измеряемое качество было опорочено,
потому что хорошие цифры параметров
были запятнаны ассоциацией с “большим количеством обратной связи”.
Если вам приходилось использовать так много обратной связи и стараний, чтобы получить превосходные цифры,
но затраты на их достижение не оправдали себя в экономическом плане, это не могло быть хорошо.
Отчеты об измерениях усиоителей стали излишними,
открывая шлюзы для голословных заявлений альтернативно осведомлённых личностей
о звуковом превосходстве откровенно неудачных усилителей,
но эти заявления вообще не имели никакой поддержки в физике.
Вся высококлассная торговля была
стандартизирована на производстве усилителей с низким коэффициентом усиления контура ООС
и, следовательно, значительными искажениями.
Конечно, все эти усилители имеют свой собственный “характер”,
добавляя еще один слой к релятивизму,
делая любой усилитель, который звучит иначе, чем другие,
достойным рассмотрения.
Некоторые дизайнеры стали всемирно известными,
потому что им это удалось, скорее путем проб и ошибок.
Более ошибка, чем предусмотрительность, помогла слелать усилители,
которые, имея мало или вообще не имея контроля ООСного ошибок и уровней
искажений в диапазоне 0,1% - 1%, не окрашивали звук чрезмерно.
Кропотливая лепка спектра искажений усилителя
путем смешивания и сопоставления различных марок активных устройств и условий нагрузки
стала Дзен-подобной деятельностью, которая гарантировалась гуростью (намёк на Пасса).
Кроме того, в усилителях с низким или нулевым коэффициентом усиления контура ООС
усилилось влияние пульсаций источника питания:
стало признаком высокой компетентности перепроектировать источник питания,
даже регулируя его, и смешивать и сочетать эзотерические конденсаторы питания,
чтобы смягчить воздействие помех по питанию на звук.
Для некоторых недостаточно бороться с теми искажениями,
которые на самом деле находятся на пути сигнала.
Дизайнеры, которые должны знать лучше,
на словах говорят об идеале быстрых усилителей с умеренной обратной связью
или “только локальной обратной связью”.
Избегание обратной связи, в частности, петель глобальной обратной связи,
также означало, что более длинные сигнальные цепочки безООСных усилителей
быстро накапливали продукты искажений.
Последовало безжалостное стремление к минималистичному дизайну.
Если добавление искажабщих безООСных усилителей к сигнальному тракту
даёт плохие результаты в звуке,
пусть наименьшее количество компонентов и усилителей будут вносить те же искажения!
Так родилось треболвание короткого тракта.
Это привело к нелепой ситуации,
когда были сделаны фантастические звуковые записи с сигнальными цепочками,
насчитывающими до сотни усилительных каскадов,
и воспроизведены на аудиофильных системах,
где даже прозрачный буфер оказался невозможным.
Hi-Fi обзоры находятся в полной разрухе. Те немногие журналы,
которые действительно измеряют усилители,
способны перепечатать самые пугающие спектры искажений от усилителей
и фактически назвать их хорошими.
"Объективность” была понижена
с “независимой от того, кто делает наблюдение”
до
“не благоприятствующей определенным брендам”.
Лично для меня дело дошло до самого дна,
когда в 2009 году два рецензента, один голландский, другой британский
,
независимо друг от друга отметили один и тот же усилитель
(продукт по разумной цене с образцовой линейностью),
что он звучит удивительно музыкально для усилителя с такими низкими искажениями.
В 21-м веке инженеры century audio создают оборудование,
активно избегая двух самых мощных инструментов,
доступных для всей науки и техники: измерений и контроля ошибок с помощью ООС!
Ущерб, нанесенный аудиоиндустрии и ее репутации в более широком инженерном мире,
будет оставаться неизмеримым до тех пор,
пока мы не решим взять все под свой контроль.
"Почему не бывает слишком глубокой обратной отрицательной связи " - Бруно Путцейс