О согласовании усилителя и АС.

  • Автор темы Владимир Орлов
  • Дата начала
В

Владимир Орлов

Новичок

Репутация:

О согласовании усилителя и АС.
Толчком к написанию этой статьи послужила информация одного из корреспондентов сайта РАДИОХОББИ, который, высоко оценивая качество звучания УВВ Н.Сухова, сообщал, что потенциал этого усилителя полностью раскрылся после 2 лет экспериментов и подстроек. Я вспомнил свои эксперименты с АС 10МАС-1 и усилителем Батя и Середы, материализовавшимся в ВЭФ-101. Этот комплекс зазвучал примерно через полгода экспериментов. Основные изменения схемы УМЗЧ состояли в замене выходных транзисторов КТ808 на КТ903 с базовыми резисторами 10 Ом, и в увеличении тока покоя до 200мА. АС 10МАС-1 представляют собой закрытый ящик с динамиками 10ГД30 (20ГДН1) и 3ГД31 (5ГДВ1), разделительный фильтр первого порядка представляет собой резистор 4 Ома и конденсатор 2мкФ, включенные последовательно с 3ГД31, частота раздела около 3кГц (очень похоже на схемы АС фирмы EPOS ценой около $1000). Остальные параметры 10МАС1: номинальный диапазон частот 63-18000 при неравномерности 15дБ, звуковое давление 0,15Па, Кг=3%, R=8, размеры 428*270*230, вес 8,5кГ, номинальная входная мощность 10Вт, максимальная-20Вт. Если сравнить параметры АС со стандартом DIN45000 для АС класса HiFi (диапазон частот 50-12500 при неравномерности +4/-8дБ, Кг менее 3% в диапазоне частот 250-1000 и Кг менее 1% в диапазоне выше 1000Гц), то очевидно, что 10МАС1 недотягивает до HiFi как по нижней частоте, так и по Кг выше 1000Гц. Но если с АС поработать полгода, то можно, используя динамики от 10МАС1 и изготовив новый ящик-фазоинвертор, получить следующие параметры: диапазон частот 30-20000 при неравномерности в диапазоне 45-16000 6дБ (Салтыков О. РАДИО, 7/79, с.28-31). Если же, оставив старый ящик, ограничиться изготовлением фильтра по схеме в РАДИО, 7/79, то Кг упадет до 1% в диапазоне 4000-20000.
Отсюда вывод:10МАС1+полгода работы=EPOS.
Возвращаясь к звучанию недоработанных 10МАС1, можно отметить, что при работе с доработанным ВЭФ-101 они обеспечивали звучание с оценкой хорошо при воспроизведении грампластинок всех музыкальных жанров, кроме классики, звучавшей удовлетворительно. К особенностям звучания АС можно отнести появление бубнения на ряде музыкальных фрагментов, записанных с преобладанием НЧ, а из-за работы в диапазоне СЧ НЧ-динамика со сравнительно большим диаметром диффузора возникало ощущение дефицита СЧ. Оба недостатка устранимы электронной коррекцией: для устранения первого необходим перестраиваемый ФВЧ, срезающий частоты ниже 30Гц, а для устранения второго необходимо добавить к стандартному регулятору тембра регулятор СЧ.

Когда я к усилителю ВЭФ-101, оптимизированному для работы с 10МАС1, подключил 3-полосные АС от радиолы ВИКТОРИЯ-001, содержащие следующие динамики:8ГД1+4ГД6+3ГД2 и соответствующие стандартам HiFi, то новый комплекс (УМЗЧ+АС) звучал в целом хуже, чем старый.
АС от ВИКТОРИИ-001, после того, как я сделал к ним новый усилитель (прототип МОНОБЛОКА КЛАССА А/АВ, РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКАЯ СХЕМОТЕХНИКА, 1/2000, с.30), зазвучали, и как! Вот чей потенциал не раскрыт до сих пор. На трэках Бони М, Аманды Лир и других исполнителей диско они превосходили тогдашний №1 35АС, несмотря на более высокую частоту спада НЧ, равную около 40Гц. Скорее всего, именно на этих музыкальных фрагментах проявлялись преимущества закрытого ящика перед фазоинвертором. Кстати, уже тогда, в середине 80-х, существовали бригады умельцев, занимающихся тюнингом, так они ставили динамик 8ГД1 вместо НЧ-динамика 30ГД1 в 35АС,и 8ГД1 превосходил родной как субъективно, так и объективно. Кроме диско АС от ВИКТОРИИ-001 хорошо играли Пинк Флойд, а вот классику и акустический рок не очень. Был у них и недостаток - казалось, что их АЧХ идет вверх с постоянным подъемом градусов около 10, что характерно для многополосных фазонекогерентных АС. Частично этот недостаток был устранен в 50АС-061М.

Тогда же был проведен ряд экспериментов с 35АС и усилителями БРИГ и УКУ-020. При работе с БРИГОМ АС звучали лучше на СЧ и ВЧ, чем с УКУ-020, в то же время комплекс БРИГ+35АС утомлял сильнее. Что касается УКУ-020, то он заметно шумел при подъеме ВЧ регулятором тембра.

Очередные АС, попавшие мне в руки, 3-полосные от ламповой радиолы СИМФОНИЯ-2, содержащие следующие динамики:6ГД2+3ГД1+1ГД3. При сравнении обеих АС, работавших от усилителя класса А/АВ, были отмечены следующие особенности:у АС от СИМФОНИИ (АСС) практически отсутствовал кажущийся подъем на ВЧ, что позволяло им работать без регулятора тембра при линейной АЧХ. Кроме того, они выдавали потрясающий бас, сравнимый по тембру со звучанием контрабаса, в то время как у АС от ВИКТОРИИ (АСВ) бас по тембру был похож на звучание бас-гитары. Но меня не устраивало, как новые АС воспроизводили СЧ и ВЧ и я разработал для них новый усилитель (РАДИО, 3/88, с.43).
Выводы:
1. чем АС новее, тем они хуже.
2. для каждой АС необходим УМЗЧ, подходящий по схемотехнике и подстроенный под эту АС (по аналогии с известной пословицей: что АСВ на пользу, от того АСС смерть¦).

Орлов В.В
РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКАЯ СХЕМОТЕХНИКА
 
Сверху Снизу