Sagittarius
Витя "интеграторовед" Подлец сквернослов плагиатор
Телефонный усилитель имеет все квалификационные признаки УМ - от назначения до схемотехники, за исключением выходной мощности. Поэтому схемотехническую идею удобно обкатывать в виде телефонного усилителя, а затем, в случае удачных испытаний, воплощать её в УМ. С этим усилителем получилось наоборот: он был разработан и собран после удачных испытаний УМ МАСТЕР http://rcl-electro.ru/index.php?topic=483.0. Поэтому его схемотехника отличается от оригинала только коррекцией: введён дополнительный нуль цепью R33C10. Если бы я понимал в полюсах и нулях, как Зуев, я возил бы по выставкам усилители с глубиной ООС аж целых 40 дБ. К счастью, я не Зуев.
R35C13 и R34C12 - входные ФНЧ. Их не сразу найдёшь, поэтому надо о них упомянуть.
Генератор тока Q4Q5Q7 задаёт токи всего усилителя. Дифкаскад J1J2 линеаризован следящей связью по напряжению стока с помощью J3J4, включенными для сигнала с истоков J1J2 как повторители, а для сигнала со стоков - как каскады с общим затвором. Дифкаскад нагружен на источники тока Q2Q3 и повторители Q1Q6, поэтому имеет усиление свыше 2е4 (86 дБ).
Дифкаскад на двух парах Баксандала Q1Q8 и Q6Q11 нагружен на токовое зеркало Q10Q12, имеет низкие собственные искажения и традиционно высокий коэффициент усиления. Его ток покоя жёстко связан с током генератора Q4Q5Q7 токовым зеркалом Q20Q21.
Усилитель - не богадельня. Каждый транзистор усилителя должен давать высокое усиление, обеспечивать его или сохранять полученное другими. Выходной повторитель Q13...Q18 как раз и помогает сохранять полученное в УН высокое усиление. Даже в ушнике замена его на двухкаскадный ВК недопустима: упадёт петлевое усиление и возрастут искажения. Лучше уж пожертвовать 2 транзистора на алтарь св. Сверхлинейности.
Коррекция:
1-й полюс: С4 и прилегающие к нему импедансы Q2Q3, Q1Q6 и J3J4, частота - 3к,
нуль - R10C4, частота - несколько сот килогерц. Д1Д2 - динамическая коррекция для сброса усиления в клипе. Не знаю, зачем она ушному усилителю - его просто нечем перегрузить, но пусть будет.
2-й полюс: С10 и прилегающие к нему импедансы Q11Q12, Q13Q14, частота - 13...16 кГц, нуль - R33С10, частота - порядка 30 МГц.
3-й полюс: (R17+R18)L1, частота - 1,5 МГц.
Спад АЧХ задан в цепи ООС R7R2R32C1.
Остальное описание подходит от УМ МАСТЕР http://rcl-electro.ru/index.php?topic=483.0.
Что мы с этого имеем?
Во-первых, это красиво. (с) Еврейский анекдот.
Во-вторых, глубина ООС в звуковом диапазоне минимум 109 дБ.
Устраивать в ушнике двухэтажное питание, как в СЛ Агеева или ДОНЕЦКе, МАСТЕРе, ВВС-2011, при выходных напряжениях максимум 10 В мне кажется слишком жирным.
Симулятор предрекает такой спектр на монохроме 20к:
Две значащих гармоники. Тот самый легендарный короткий быстроспадающий фост гармоник, добиться которого хотят фсе аудиофилы, выглядит именно так.
И вот такие уровни интермодуляционных искажений в тесте 19/20к:
Усилитель был собран прямо по схеме из симулятора и обмерен. Измерения подтвердили данные симулятора.
Даже хорошо, что я не понимаю в нулях и полюсах.
;D ;D ;D ;D ;D
R35C13 и R34C12 - входные ФНЧ. Их не сразу найдёшь, поэтому надо о них упомянуть.
Генератор тока Q4Q5Q7 задаёт токи всего усилителя. Дифкаскад J1J2 линеаризован следящей связью по напряжению стока с помощью J3J4, включенными для сигнала с истоков J1J2 как повторители, а для сигнала со стоков - как каскады с общим затвором. Дифкаскад нагружен на источники тока Q2Q3 и повторители Q1Q6, поэтому имеет усиление свыше 2е4 (86 дБ).
Дифкаскад на двух парах Баксандала Q1Q8 и Q6Q11 нагружен на токовое зеркало Q10Q12, имеет низкие собственные искажения и традиционно высокий коэффициент усиления. Его ток покоя жёстко связан с током генератора Q4Q5Q7 токовым зеркалом Q20Q21.
Усилитель - не богадельня. Каждый транзистор усилителя должен давать высокое усиление, обеспечивать его или сохранять полученное другими. Выходной повторитель Q13...Q18 как раз и помогает сохранять полученное в УН высокое усиление. Даже в ушнике замена его на двухкаскадный ВК недопустима: упадёт петлевое усиление и возрастут искажения. Лучше уж пожертвовать 2 транзистора на алтарь св. Сверхлинейности.
Коррекция:
1-й полюс: С4 и прилегающие к нему импедансы Q2Q3, Q1Q6 и J3J4, частота - 3к,
нуль - R10C4, частота - несколько сот килогерц. Д1Д2 - динамическая коррекция для сброса усиления в клипе. Не знаю, зачем она ушному усилителю - его просто нечем перегрузить, но пусть будет.
2-й полюс: С10 и прилегающие к нему импедансы Q11Q12, Q13Q14, частота - 13...16 кГц, нуль - R33С10, частота - порядка 30 МГц.
3-й полюс: (R17+R18)L1, частота - 1,5 МГц.
Спад АЧХ задан в цепи ООС R7R2R32C1.
Остальное описание подходит от УМ МАСТЕР http://rcl-electro.ru/index.php?topic=483.0.
Что мы с этого имеем?
Во-первых, это красиво. (с) Еврейский анекдот.
Во-вторых, глубина ООС в звуковом диапазоне минимум 109 дБ.
Устраивать в ушнике двухэтажное питание, как в СЛ Агеева или ДОНЕЦКе, МАСТЕРе, ВВС-2011, при выходных напряжениях максимум 10 В мне кажется слишком жирным.
Симулятор предрекает такой спектр на монохроме 20к:
Две значащих гармоники. Тот самый легендарный короткий быстроспадающий фост гармоник, добиться которого хотят фсе аудиофилы, выглядит именно так.
И вот такие уровни интермодуляционных искажений в тесте 19/20к:
Усилитель был собран прямо по схеме из симулятора и обмерен. Измерения подтвердили данные симулятора.
Даже хорошо, что я не понимаю в нулях и полюсах.
;D ;D ;D ;D ;D