"Творческая" переработка некоторых конструкций...

GoR 55

Он же "Step5562", он же "GoRs"
Приветствую всех. Виктор посоветовал создать тему, поскольку моя доработка, сделана на основе одной из разработанных конструкций форума. Ну и это мой способ общения и познания нового. Я предлагаю - вы критикуете, я учусь на ошибках и примерах. Изложу преамбулу: здесь: https://rcl-electro.ru/threads/Высоколинейные-повторители-меж-РГ-и-УМ.43/ шло обсуждение буфера, который меня заинтересовал. Я приобрёл плату и собрал его. Результат понравился и впечатлил, но захотелось большего... В шапке темы, увидел более впечатливший меня вариант и на основе той же платы, собрал макет, несколько изменив номиналы и из тех транзисторов, что имеются в нужном количестве:
Взял схему из шапки буфера(Шиклаи) Буфер Шиклаи.png Решил применить транзисторы 5401 и 5551, правда в наличии только китайские. Оригиналов нет. Чуть переработал схему. Получилось так: Буфер Шиклаи_2.png Спектр данной схемы на нагрузке 470 Ом:
Спектра 1 кГц гарм. 1,5 В рмс.png Пробовал нагружать её более маленькими сопротивлениями - работает, но падает амплитуда неискажённого выходного сигнала: DS1Z_QuickPrint1.png DS1Z_QuickPrint2.png DS1Z_QuickPrint3.png Первая картинка полный сигнал на нагрузке 470 Ом, вторая на нагрузке 100 Ом, третья при 47 Ом. Жёлтым - входной, синий - выходной.

Далее тест в RMAA: Тест цифра.png

Первая колонка - моно канал собранного оригинального буфера, тест которого уже приводил. 2-я - переработанная версия буфера с шиклаи без выходного сопротивления 47 Ом. 3-я - тест буфера с шиклаи с выходным сопротивлением. Нагрузка буфера с шиклаи = 470 Ом.

Виктор дал совет. Следуя ему я доработал исходник:
Ну что, у меня всё получилось. Правда только в моно пока. И есть нюансы. Да, я повысил мощность сигнала, но частотный диапазон и амплитуда стала меньше. Устойчивость тоже снизилась, на выход пришлось поставить цобель. Получился телефонный усилитель с коротким трактом. Звучание отличное, аналитичное. Вскрывает все недостатки фонограммы. Очень нравиться передача НЧ диапазона. НЧ быстрые, упругие. Оба варианта переигрывают по звуку буфер собранный по обычной схеме, с ОК.
Что сделано: продублировал выходной каскад, подобрав указанные сопротивления по совету. И благодарю за совет! Но с через чур маленькими эмиттерными сопротивлениями, не получалось нужное качество, пришлось их поднять. Получившаяся схема:
Буфер шиклаи с умощн..png Нормальное качество началось с R19R21 = 150 Ом. Лучший результат получился при R19R21 = 110 Ом. Ниже не опускался, смысла уже нет с моим измерительным трактом. Теперь осциллограммы. Разница между сигналами входа и выхода (жёлтым - входной, синий - выходной): Разница между входом и выходом Шиклаи с умощ..png И выше 80 кГц уже искажения:
3.png Теперь мой измерительный тракт: АЦП Оливин и ЦАП Юстарс. Спектра:
Оливин+Юстарс.png Оливин+Юстарс.IMD.png Сравнение с Шиклаи с умощнением:
Шиклаи с умощн.  гарм._2.png Шиклаи с умощн. IMD_2.png
И тест в RMAA, R19R21 соответственно равны 150, 120, 110 Ом; колонки 1,2 и 3:
Шиклаи с умощн.цифры.png Схему пересобирал несколько раз, чтобы не получилось казуса как с умощнением буфера с ОК. В моно работает отлично! Нужно проверять стерео...
И увы, я пришёл сюда учиться, поскольку знаний не хватает. Пока работает только опыт и практика, но в теории я плаваю... Что первый, что второй вариант буфера с шиклаи, очень хорош по звучанию, не только по характеристикам. Второй вариант в угоду умощнения потерял часть свойств, присущих первому. Но зато получился неплохой телефонник с коротким трактом и отличным звуком, о чём я написал. Как можно доработать ещё данный вариант? Спрашиваю потому, что звук у него получился гораздо интереснее, чем у буфера с ОК, который я собрал и попытался модифицировать. Неудачно. Хотя из-за непропая всё сначала было хорошо, так же в моно... Но стерео вскрыло ущербность "доработки". Был не прав.
Эту же конструкцию я несколько раз проверил. В моно работает отлично. Жду советов и предложений по конструкции.
Хочу попробовать выкинуть слаботочный ВК. Виктор посоветовал перевести более мощный ВК в класс А. Но собственно я с этого и начал...R19R21 у меня сначала были 620 Ом и в эмиттерах по 1 ом. Ток покоя порядка 0,5 А был. Результат не понравился!

Искажения обратно зависят от тока покоя ВК:

1648066046347.png

Ток покоя Т13 задан так:

1648066238870.png

двумя эмиттерными переходами Т1Т3 минус один эмиттерный переход Т9 = 0,65 В,
и делить 0,65 В на R7.

Мощности и токи, разбирайся:

1648066596573.png

Схема:

1648066617034.png

1648066920832.png

В общем, 0,000.3%/20к при 75 мВт Рвых / 50 Ом -

Виктор, приветствую. Собрал я данное изделие. Правда пришлось помучиться, наводки задолбали! Мой предыдущий вариант более кондовый и топорный, но зато не чувствителен к наводкам, ну и результат поскромнее, в плане функционала. Тут же поначалу хрень полная была! Возбудов на осцилле не было, а вот тест в Спектре показал большие наводки... Очень чувствительная схема к ним оказалась. особенно, когда дополнительного фильтра по питанию слаботочных каскадов не было. Зря их убрал. Фильтры вернул, стало гораздо лучше. Зато выходники на общий радиатор посадил и чуть переработать схему пришлось - улучшилась помехозащищённость стала нормально работать. И конденсатор С6( по твоей схеме) пришлось выкинуть, с ним хуже было. Да, теперь всё отлично и с мощностью и со всем . Шикарный буфер-телефонник! Единственно, у меня стабов на 6,8 В не было, пришлось светодиоды поставить. Зато нужное напряжение получил. И на удивление, R6 по твоему варианту, в моём - П2, настраивает не столько постоянку выхода, сколько гармоники на выходе! Получается, либо практически ноль на выходе, но гармоники, либо небольшая постоянка и отличные характеристики! Но при нагрузке выхода в 47 Ом, красивых циферок добиться не удалось. Но и так замечательно. И звук и мощность выхода - отлично! Большое спасибо за помощь!
Макет: Макет.jpgОкончательная схема:Шиклаи с умощн. 3.png Извиняюсь, твой порядок деталей не соблюдал, переделывал предыдущую. И эмиттерных сопротивлений 6,8 Ом тоже не было, я поставил сдвоенные 15 Ом, то есть по 7,5 Ом. Далее, красивые циферки при нагрузке 470 Ом:Шиклаи с умощн. 3 гарм..png Шиклаи с умощн. 3 IMD.png Но при 47 Ом, всё не так красиво:
Шиклаи с умощн. 3 на вых.47 Ом.pngШиклаи с умощн. IMD_3.png Ну и тест RMAA, 470 Ом нагрузка:
Шиклаи с умощн. 3 цифры.png При 1,75 В рмс на входе, на выходе при нагрузке 470 Ом = 1,27 В рмс; при 47 Ом= 1,16 В рмс.
В общем - отлично! Схема конечно капризная, но получившийся результат того стоит. Теперь нужно плату под это мудрить...
Попробую нарисовать. Я конечно не профи, как вы, но попробую... Тем более, там только хвост пририсовать нужно. Ещё раз благодарю за помощь и науку, было интересно и познавательно!

Лайк за работу поставил.
Хотя, на самом деле нужно ставить лайк гр. Кришне.
Это его нейроны и их синапсы создали эту схему.

Но можно сделать схему еще лучше.

Рус благодарю, хотя я это делал не за лайки... И если схему можно ещё улучшить, жду предложений - как? Разработчику я бы и не один лайк поставил, да система не даёт! Законные 5 звёзд!;) Меня же, в первую очередь интересует ЗВУК. Буфер хорош, но вариант шиклаи, из шапки этой темы, звучит поинтересней! И выбрал запас схожих по параметрам транзисторов, заказал ещё. Приедут, соберу стерео вариант из шапки, чтобы можно было полноценно сравнить.

И если схему можно ещё улучшить, жду предложений - как?
Их есть у меня.

1648504553209.png

Надо, конечно же, набирать усиление и глубину ООС, усложняя коррекцию.
Вот такой схеме симуль пророчит 0,000.08% /3 В /20к /50 Ом.

Благодарю! Попробую. И вопрос: не будет ли лучше, если резистор R25 и Л1 посадить не на эмиттер Ку9, а сразу на выход(ну и в нижнем плече аналогично)? У меня, в одной значительно более простой схеме, это десятикратно улучшило параметры...Тут правда зависимости режимов более жёсткие...
MakarOFF, мне ушник уже не нужен... Их есть у меня. Мне был и есть, интересен буфер с умощнением и понимание принципов достижения ВВЗ и достижения высоких параметров. Особенно теперь, когда из-за санкций многое становится недоступным...

Последнее редактирование:
Кстати, тут попробовал упростить схему. Получилось. Да, это не сверхлинейник, но весьма неплохой буфер-ушничок получился. Подогнал под сопротивление нагрузки 47 Ом. Параметры Схема 3.0.png(кроме осциллограмм) сняты при напряжении на входе 1,75 В рмс; выходе 1,7 В рмс. И что самое главное, абсолютно нечувствителен к помехам, что весьма порадовало ( предыдущий буфер был весьма чувствителен к наводкам!) и концепция сохранилась и А класс :
Тест 1 кГц гарм..pngТест цифры.pngАЧХ.pngШум.pngГарм..pngИнтерм..pngТеперь осциллограммы, синим - выходной. Осциллограммы, амплитуда до клипа на той же нагрузке.DS1Z_QuickPrint1.pngDS1Z_QuickPrint2.pngDS1Z_QuickPrint3.png
Макет снова собран в моно. Позже соберу в корпусе. Уже стерео.

О как... Оказывается я практически повторил выходной каскад вашего УМ Ностальджи... Ну да, параллельник, он и в Африке параллельник...

Неплохо было бы и модель выложить.

Схема нарисована. Увы, моделировать я пока не умею... И чтобы не рисовать заново, вот ссылка: https://disk.yandex.ru/d/NJarT4myFZRbtw Я вроде в прикрепление файл занёс, а как его в текст вставить х.з. ... А, вроде прикрепился...

Вложения

Перечертил схему на ЛТС-4. Работает довольно неплохо, правда, с выходниками что на картинке- почему то не работает._)

Вложения

А в железе - работает!Макет.jpg Даже на таком стрёмном макете, такие характеристики как выше. Я думаю, если на нормальной плате исполнить, будут ещё лучше. На лишние выходники внимание не обращай. Проверял идею с запараллеленными, тупиковый путь... И выходники может не работают на симе, потому что я из названия лишние буковки убрал, мне -то не нужно, а сим как модель это уже не видит...

NEULO, а почему у тебя R9 в воздухе висит? И как этим пользоваться? Что нажимать? И вот как обозначаются модели:
Screenshot_1.png Если нужно могу целиком переписать. Жаль в связи с санкциями уже не обновляется прога.

Висит потому что я резистор последовательно входу менял по шагам. Чтоб проверить эффективность слежения) иначе делитель получается и входное напряжение сильно меняется.

Про как использовать модель можно посмотреть видео вот тут https://rcl-electro.ru/threads/ltspice-switchercad.49/ там товарищ Фантомас в доходчивой форме всё объяснил. Не сочтите за труд посмотреть, я оттуда и начинал))
А что лтс-4 не обновляется, меня радует. 17-ый откровенно хуже интерфейс.

Спасибо. Обязательно изучу. Ну не знаю, я-то как рисовалкой пользуюсь, привык. И моделей к моему варианту гораздо больше... Успехов!

Назад
Сверху Снизу