3-х полосная система громкоговорителей З. Линквица

wakh

Вахтанг, Москва
Первое описание своей системы Зигфрид Линквиц опубликовал в английском журнале "Мир без проводов" :) (Wireless World) в мае1978 г. Позже в 2000-х он возвращался к этой теме неоднократно.
Первоисточник: http://www.linkwitzlab.com/sb80-3wy.htm#part 1

Коротко обо всех новациях и проведенных исследованиях в его статьях:
  • Стремясь к построению домашней акустической системы максимально приближающейся по звучанию к концертному залу, автор убедился, что с помощью активных фильтров можно намного легче построить разделение частот для громкоговорителей, чем с помощью пассивных RCL компонентов. Такое исполнение приносило одновременно целый ряд преимуществ для выравнивания звуковой картины.
  • Стереоэффект основан на локации источника звука - т. е. на определении направления и расстояния до него. Линквиц здесь уточнил, что локация возможна только в том случае, если в расстояние от слушателя до источника звука помещается хотя-бы одна длина волны. Длина волны обратно пропорционально связана со скоростью звука. Для частоты 1 Гц она равна 340 м. Для 10 Гц - 34 м, 20 Гц - 17 м, 100 Гц - 3,4 м. Как это можно перевести иначе? Например: находясь в трех метрах от стерео колонок вы не сможете уверенно определить из какой из них к вам идут частоты до 100 Гц. А отойдя ещё на 1 м - сможете локализовать источник звука частотой 100 Гц уже уверенно. Исходя из этого возникла идея сделать для НЧ сигналов обоих каналов общий тракт, т. к. стереоэффекта там все равно нет.
  • По ходу разработки активных фильтров Линквиц создал корректор-выравниватель для НЧ области громкоговорителей, который увеличивает диапазон воспроизводимых ими частот. Этот фильтр-выравниватель получил имя Линквица.
  • При воспроизведении звука НЧ динамик вносит в него задержку по сравнению с СЧ и ВЧ динамиками, т. к. вес диффузора имеет большую инерционность. То же относится и к СЧ динамику по отношению к ВЧ капсюлю, у которого инерционность минимальная. Отсюда появляется необходимость НЧ динамики расположить ближе к слушателю, затем СЧ и дальше всех ВЧ, чтобы звук от всех динамиков приходил к слушателю одновременно. Линквиц внес в СЧ и ВЧ тракты своей системы соответствующие схемы задержки на ОУ. В этом случае появилась возможность расположить динамики в колонках на одинаковом расстоянии от слушателя.
Схема активных фильтров для стереосистемы с общим каналом НЧ до 90 Гц, с корректорами-выравнивателями, и с соответствующими схемами задержки сигнала приведена на первом рисунке.
Далее на 5 рисунках дана первая часть старого перевода расчета активной системы громкоговорителей.
Остальные 2 части выложу, если появится желание продолжить.
 

Вложения

  • 38xo_eq1.gif
    38xo_eq1.gif
    49.1 KB · Просмотры: 579
  • Часть-1-стр. 1 Линквитц.png
    Часть-1-стр. 1 Линквитц.png
    1.6 MB · Просмотры: 458
  • Часть-1-стр. 2 Линквитц.png
    Часть-1-стр. 2 Линквитц.png
    897.5 KB · Просмотры: 268
  • Часть-1-стр. 3 Линквитц.png
    Часть-1-стр. 3 Линквитц.png
    816.5 KB · Просмотры: 219
  • Часть-1-стр. 4 Линквитц.png
    Часть-1-стр. 4 Линквитц.png
    909.9 KB · Просмотры: 197
  • Часть-1-стр. 5 Линквитц.png
    Часть-1-стр. 5 Линквитц.png
    1.1 MB · Просмотры: 192
Последнее редактирование:
Ну наконец-то обработал вторую часть.
Третью так и не нашел. Там дополнения и усовершенствования системы.

В возрасте 83 лет Линквиц скончался в сентябре прошлого года. Мир его праху!
 

Вложения

  • Часть-2-стр.1-Линквитц.png
    Часть-2-стр.1-Линквитц.png
    1.2 MB · Просмотры: 181
  • Часть-2-стр. 2-Линквитц.png
    Часть-2-стр. 2-Линквитц.png
    1.7 MB · Просмотры: 183
  • Часть-2-стр. 3-Линквитц.png
    Часть-2-стр. 3-Линквитц.png
    1.5 MB · Просмотры: 190
  • Часть-2-стр. 4-Линквитц.png
    Часть-2-стр. 4-Линквитц.png
    1.6 MB · Просмотры: 171
  • Часть-2-стр. 5-Линквитц.png
    Часть-2-стр. 5-Линквитц.png
    1.6 MB · Просмотры: 166
  • Часть-2-стр. 6-Линквитц.png
    Часть-2-стр. 6-Линквитц.png
    1.9 MB · Просмотры: 334
Что еще могу добавить к этой теме?
Только приятные воспоминания.
В 78 году мы с Акоповым конечно хотели повторить эту систему, чтобы прочувствовать всю прелесть концертного исполнения наших любимых джазовых исполнителей.
Это попозже, лет через 5, к нам в Союз стали заезжать Биби Кинг, Оскар Питерсон, Презервейшен джаз бенд и другие корифеи, которых мы с восторгом встречали в тбилисской филармонии.
На тот момент у нас приличных операционников не существовало.
УД401А ставить в эту систему с понижением качества, было бы ну, неправильно, что-ли.
Оцените степень нашего фанатизма.
Схема состояла из 30 ОУ, каждый из которых мы заменили 7 транзисторным дискретным ОУ. Итого 210 транзисторов типа 3102 и 3107.
Выход в классе А, чтобы минимизировать искажения.
Фильтры были пересчитаны на наши колонки типа 35АС (S90).
Я нарисовал и протравил для нас п. плату фильтров, которая получилась размерами немного больше чем лист А4.

Сегодня, ради любопытства, я прогнал схему ОУ при усилении 1,5 - 2 как это используется в фильтрах.
Кг. получился 19 мк%.
Неплохо, для разработки безсимуляторных времен. :)
 

Вложения

  • ОУс.png
    ОУс.png
    31.8 KB · Просмотры: 401
  • OA-rev1-20kHz.asc
    OA-rev1-20kHz.asc
    5.2 KB · Просмотры: 50
  • Схема повторенная на транзисторах.jpg
    Схема повторенная на транзисторах.jpg
    110.4 KB · Просмотры: 474
Последнее редактирование:
Что видел, то и говорю.
 

Вложения

  • Кг.png
    Кг.png
    82.1 KB · Просмотры: 410
Возбудов не было.
При тех источниках сигнала звучало идеально. Все, что могли сравнили.
Фирменные аппараты с обычными колонками проигрывали в прозрачности звука существенно.
 
...Оцените степень нашего фанатизма.
Схема состояла из 30 ОУ, каждый из которых мы заменили 7 транзисторным дискретным ОУ. Итого 210 транзисторов типа 3102 и 3107.
...Неплохо, для разработки безсимуляторных времен. :)
Тут согласен полностью!
good2.gif
 
В то время почти не использовали такие уровни сигналов. Ходовая амплитуда тогда была от 250мВ до 750мВ.
Не. Не амплитуда, а RMS.
Для эффективного значения 750мВ как раз получается 1 вольт амплитудного.

При 20кОм на входе и амплитуде 1 вольт, получаем 0,0026% на выходе.
Но для тех времен, согласен, это был превосходный результат!
 
Не. Не амплитуда, а RMS.
Для эффективного значения 750мВ как раз получается 1 вольт амплитудного.

При 20кОм на входе и амплитуде 1 вольт, получаем 0,0026% на выходе.
Но для тех времен, согласен, это был превосходный результат!
При амплитуде сигнала 1 В на выходе получалась мощность 4х50 Вт на СЧ и ВЧ, плюс 100 Вт на НЧ. Итого 300 Вт.
На такой громкости все искажения маскируются сигналом.
Нам было важнее получить минимальные искажения на громкости 1-5 Вт, на которой обычно слушаешь музыку в домашних условиях.
 
Сегодня если решать ту же задачу, то наверно можно было бы сократить число транзисторов до 5.
 

Вложения

  • ОУ-2.png
    ОУ-2.png
    41.6 KB · Просмотры: 527
  • OA-rev2-20kHz.asc
    OA-rev2-20kHz.asc
    4.7 KB · Просмотры: 38
НЕльзя. Натали получится. :)
Нагрузка ОЭ должна быть, как минимум, зафиксирована.
А тут Ку будет зависеть от нагрузки...
 
Сегодня я бы увеличил число транзисторов до 10-ти.
Пару штук в зеркало дифа и один для пары Баксандала вместо ОЭ.
Можно дополнительно умощнить выходной повторитель.
 
Не понятно, зачем Линквиц делал задержку сигнала на ОУ, если это делается практически бесплатно, путем размещения динамических головок на разную глубину?
 
Назад
Сверху Снизу