wakh

wakh

Вахтанг, Москва

Репутация:

Первое описание своей системы Зигфрид Линквиц опубликовал в английском журнале "Мир без проводов" :) (Wireless World) в мае1978 г. Позже в 2000-х он возвращался к этой теме неоднократно.
Первоисточник: http://www.linkwitzlab.com/sb80-3wy.htm#part 1

Коротко обо всех новациях и проведенных исследованиях в его статьях:
  • Стремясь к построению домашней акустической системы максимально приближающейся по звучанию к концертному залу, автор убедился, что с помощью активных фильтров можно намного легче построить разделение частот для громкоговорителей, чем с помощью пассивных RCL компонентов. Такое исполнение приносило одновременно целый ряд преимуществ для выравнивания звуковой картины.
  • Стереоэффект основан на локации источника звука - т. е. на определении направления и расстояния до него. Линквиц здесь уточнил, что локация возможна только в том случае, если в расстояние от слушателя до источника звука помещается хотя-бы одна длина волны. Длина волны обратно пропорционально связана со скоростью звука. Для частоты 1 Гц она равна 340 м. Для 10 Гц - 34 м, 20 Гц - 17 м, 100 Гц - 3,4 м. Как это можно перевести иначе? Например: находясь в трех метрах от стерео колонок вы не сможете уверенно определить из какой из них к вам идут частоты до 100 Гц. А отойдя ещё на 1 м - сможете локализовать источник звука частотой 100 Гц уже уверенно. Исходя из этого возникла идея сделать для НЧ сигналов обоих каналов общий тракт, т. к. стереоэффекта там все равно нет.
  • По ходу разработки активных фильтров Линквиц создал корректор-выравниватель для НЧ области громкоговорителей, который увеличивает диапазон воспроизводимых ими частот. Этот фильтр-выравниватель получил имя Линквица.
  • При воспроизведении звука НЧ динамик вносит в него задержку по сравнению с СЧ и ВЧ динамиками, т. к. вес диффузора имеет большую инерционность. То же относится и к СЧ динамику по отношению к ВЧ капсюлю, у которого инерционность минимальная. Отсюда появляется необходимость НЧ динамики расположить ближе к слушателю, затем СЧ и дальше всех ВЧ, чтобы звук от всех динамиков приходил к слушателю одновременно. Линквиц внес в СЧ и ВЧ тракты своей системы соответствующие схемы задержки на ОУ. В этом случае появилась возможность расположить динамики в колонках на одинаковом расстоянии от слушателя.
Схема активных фильтров для стереосистемы с общим каналом НЧ до 90 Гц, с корректорами-выравнивателями, и с соответствующими схемами задержки сигнала приведена на первом рисунке.
Далее на 5 рисунках дана первая часть старого перевода расчета активной системы громкоговорителей.
Остальные 2 части выложу, если появится желание продолжить.
 

Вложения

Последнее редактирование:
wakh

wakh

Вахтанг, Москва

Репутация:

Ну наконец-то обработал вторую часть.
Третью так и не нашел. Там дополнения и усовершенствования системы.

В возрасте 83 лет Линквиц скончался в сентябре прошлого года. Мир его праху!
 

Вложения

wakh

wakh

Вахтанг, Москва

Репутация:

Что еще могу добавить к этой теме?
Только приятные воспоминания.
В 78 году мы с Акоповым конечно хотели повторить эту систему, чтобы прочувствовать всю прелесть концертного исполнения наших любимых джазовых исполнителей.
Это попозже, лет через 5, к нам в Союз стали заезжать Биби Кинг, Оскар Питерсон, Презервейшен джаз бенд и другие корифеи, которых мы с восторгом встречали в тбилисской филармонии.
На тот момент у нас приличных операционников не существовало.
УД401А ставить в эту систему с понижением качества, было бы ну, неправильно, что-ли.
Оцените степень нашего фанатизма.
Схема состояла из 30 ОУ, каждый из которых мы заменили 7 транзисторным дискретным ОУ. Итого 210 транзисторов типа 3102 и 3107.
Выход в классе А, чтобы минимизировать искажения.
Фильтры были пересчитаны на наши колонки типа 35АС (S90).
Я нарисовал и протравил для нас п. плату фильтров, которая получилась размерами немного больше чем лист А4.

Сегодня, ради любопытства, я прогнал схему ОУ при усилении 1,5 - 2 как это используется в фильтрах.
Кг. получился 19 мк%.
Неплохо, для разработки безсимуляторных времен. :)
 

Вложения

Последнее редактирование:
Rus2000

Rus2000

I=U/R

Репутация:

Маньяки!!!
Но в 19u% верится с трудом. Позже гляну...
 
Phantomas

Phantomas

VIP

Репутация:

У меня получилось 0,0005%, если правильно скорректировать.
 
Phantomas

Phantomas

VIP

Репутация:

Схема состояла из 30 ОУ, каждый из которых мы заменили 7 транзисторным дискретным ОУ. Итого 210 транзисторов типа 3102 и 3107.
210шт. х 0,2Вт = 42Вт. Не слабо! Это не считая тепловыделения на остальных компонентах...
 
wakh

wakh

Вахтанг, Москва

Репутация:

Что видел, то и говорю.
 

Вложения

Rus2000

Rus2000

I=U/R

Репутация:

У меня получилось 38Вт тепловыделение всей конструкции.
 
Rus2000

Rus2000

I=U/R

Репутация:

Что видел, то и говорю.
Да. При 30мВ сигнала.
А при 2В - получаются вполне похожие на реальность 0,0013%.
И при увеличении выходного сопротивления источника заметно растут дальше.
 
wakh

wakh

Вахтанг, Москва

Репутация:

Возбудов не было.
При тех источниках сигнала звучало идеально. Все, что могли сравнили.
Фирменные аппараты с обычными колонками проигрывали в прозрачности звука существенно.
 
Rus2000

Rus2000

I=U/R

Репутация:

...Оцените степень нашего фанатизма.
Схема состояла из 30 ОУ, каждый из которых мы заменили 7 транзисторным дискретным ОУ. Итого 210 транзисторов типа 3102 и 3107.
...Неплохо, для разработки безсимуляторных времен. :)
Тут согласен полностью!
 
Rus2000

Rus2000

I=U/R

Репутация:

В то время почти не использовали такие уровни сигналов. Ходовая амплитуда тогда была от 250мВ до 750мВ.
Не. Не амплитуда, а RMS.
Для эффективного значения 750мВ как раз получается 1 вольт амплитудного.

При 20кОм на входе и амплитуде 1 вольт, получаем 0,0026% на выходе.
Но для тех времен, согласен, это был превосходный результат!
 
wakh

wakh

Вахтанг, Москва

Репутация:

Не. Не амплитуда, а RMS.
Для эффективного значения 750мВ как раз получается 1 вольт амплитудного.

При 20кОм на входе и амплитуде 1 вольт, получаем 0,0026% на выходе.
Но для тех времен, согласен, это был превосходный результат!
При амплитуде сигнала 1 В на выходе получалась мощность 4х50 Вт на СЧ и ВЧ, плюс 100 Вт на НЧ. Итого 300 Вт.
На такой громкости все искажения маскируются сигналом.
Нам было важнее получить минимальные искажения на громкости 1-5 Вт, на которой обычно слушаешь музыку в домашних условиях.
 
wakh

wakh

Вахтанг, Москва

Репутация:

Сегодня если решать ту же задачу, то наверно можно было бы сократить число транзисторов до 5.
 

Вложения

Rus2000

Rus2000

I=U/R

Репутация:

НЕльзя. Натали получится. :)
Нагрузка ОЭ должна быть, как минимум, зафиксирована.
А тут Ку будет зависеть от нагрузки...
 
Rus2000

Rus2000

I=U/R

Репутация:

Сегодня я бы увеличил число транзисторов до 10-ти.
Пару штук в зеркало дифа и один для пары Баксандала вместо ОЭ.
Можно дополнительно умощнить выходной повторитель.
 
Phantomas

Phantomas

VIP

Репутация:

Не понятно, зачем Линквиц делал задержку сигнала на ОУ, если это делается практически бесплатно, путем размещения динамических головок на разную глубину?
 
Сверху Снизу