Сверхлинейный УМ НаПаЛм, или наш симметричный ответ Ломакину с Паршиным

alexcp

Ну, что у нас плохого?
Устроил сравнительное прослушивание двух собранных каналов Напалма с "самодельным" усилителем на базе и импульсных блоков питания . Сравнение не очень честное, потому что Хайпекс работает от двух SMPS мощностью 1.2кВт на канал, а Напалм - один канал от лабораторного БП:
1603498515322.png , второй - от нестабилизированного выпрямителя с фильтром по National AN-1849. Но попробовать стоило.

Акустика была Klipsch Heresy III:
1603491956861.png ,
чувствительностью 99 дБ/Вт/м, что делает мощность и Напалма, и тем более Хайпекса избыточной. Звучание Клипша не идеально (звучит грубовато, и рупоры на СЧ и ВЧ делают сцену неестественной). Подключены к усилителю были проводами Analysis Plus Bi-Wire Clear Oval.

Источник звука - компьютер с foobar2000 + E-MU 0204. Музыка - тестовые диски Prophetmaster'a, тестовые CD журнала Stereophile, а также хайрез записи с HDtracks, в частности, Doors, джаз от Ahmad Jamal и музыка Рахманинова и Моцарта в исполнении Ланг Ланга.

Чувствительность Хайпекса выше на 6дБ, что компенсировалось регулировкой громкости в foobar.

Слушать было очень увлекательно, особенно Rammstein на большой громкости :) Наблюдался эффект, отмеченный ранее многими слушателями - хочется добавить громкости, потому что искажений не слышно.

Существенной разницы между Напалмом и Хайпексом я не услышал. Звучат они немного по-разному, но ткнуть пальцем в отличия трудно. Единственное, что я с уверенностью услышал - несколько неестественные, навязчивые ударные в джазе у Хайпекса по сравнению с Напалмом.
 

Rus2000

I=U/R
17 Окт 2017
13,135
6,656
Плюк
Тут мы, видимо, упираемся в качество источника и АС.
Но даже в такой комбинации бОльшая естественность звучания сверхлинейника уверенно слышна. Несмотря на разные и менее энергоемкие источники питания НаПаЛма.
 
Последнее редактирование:

alexcp

Ну, что у нас плохого?
Тут мы, видимо, упираемся в качество источника и АС.
Они не сверхлинейные, как не были сверхлинейными микрофоны и микшер при записи. Я слушал Напалм с пятью разными комплектами акустики - от «не жалко, если сгорит» до «лучшее, что есть» - и по ощущениям, усь не самое слабое звено.
 

Rus2000

I=U/R
17 Окт 2017
13,135
6,656
Плюк
У Хайпекса петлевое усиление на 40-50дБ ниже, и соответственно выше искажения.
Я к тому, что с другим источником и АС разница может быть более ярко выражена:
Звучание Клипша не идеально (звучит грубовато, и рупоры на СЧ и ВЧ делают сцену неестественной).
 

alexcp

Ну, что у нас плохого?
Разместил один канал Напалма в корпусе, пока без входного буфера и выходной защиты. Питание от Hypex SMPS180, напряжение +/-35 вольт под нагрузкой.
IMG_3723.png IMG_3728.png IMG_3730.png
 

wakh

Вахтанг, Москва
14 Июл 2018
3,927
1,856
71
Москва
www.diyaudio.ru
Питание от Hypex SMPS180
А вы уже пробовали с таким БП на звук?
Интересно ничего лишнего не прорывается от импульсника.
Каковы пульсации на питании при номинальном токе нагрузки.
Насколько греется радиатор БП.
 
Последнее редактирование:

fagos

Постоялец
30 Мар 2017
521
287
Беларусь, Могилев
Чудное расположение радиаторов внутри корпуса. Первый раз такое вижу. Откуда корпус такой взялся, если не секрет?
 

alexcp

Ну, что у нас плохого?
А вы уже пробовали с таким БП на звук?
Интересно ничего лишнего не прорывается от импульсника.
Каковы пульсации на питании при номинальном токе нагрузки.
Насколько греется радиатор БП.
На звук пока не пробовал - послушал, но невнимательно, и ничего пока не измерил.
SMPS у Хапейкса хорошие, тихие. В сравнительном прослушивании (см. выше) NCore тоже работал от SMPS.
Радиатор БП грееется, но совсем чуть-чуть. В оригинале у SMPS вместо радиатора небольшая тонкая алюминиевая пластина:
1603750710492.png
Это работает для класса Д, но с усем класса АВ SMPS постоянно перегревался и отключался, поэтому получил такой же радиатор, как и сам усь. Думаю, ширину обоих радиаторов можно смело сократить вдвое, до ширины плат, но эти радиаторы вместе с корпусом были под рукой.
 

alexcp

Ну, что у нас плохого?
Ваш входной буфер имеет балансный вход?
Нет, буфера пока никакого нет. Хотелось бы с балансным входом, но таких сверхлинейных пока нет.
Чудное расположение радиаторов внутри корпуса. Первый раз такое вижу. Откуда корпус такой взялся, если не секрет?
Корпус был сделан когда-то для другого самодельного усилителя (класс АВ по мотивам Blameless Дугласа Селфа), который так и не был доделан из-за плохого звучания. Платы у Селфа были большие, поэтому и корпус, и радиатор такие широкие. Корпус из передняя и задняя панели отфрезерованы, радиаторы шириной 250мм и высотой 75мм добавлены. Расположение радиаторов навеяно старыми усилителями типа Квода:
1603751316434.png
и позволило сделать неплохую трассировку проводов внутри. При этом сократилась до минимума полезная площадь передней и задней панелей, но в усилителе мощности там не так уж много чего размещать.
 

alexcp

Ну, что у нас плохого?
Интересно ничего лишнего не прорывается от импульсника.
Каковы пульсации на питании при номинальном токе нагрузки.
Сравнил разные источники питания:
  • Высокочастотного шума и пульсаций на выходе SMPS не видно
  • По уровню пульсаций с частотой сети SMPS несколько уступает линейному нестабилизированному источнику с большими (44000мкФ) конденсаторами на выходе. При этом у SMPS пульсации с частотой сети имеют не пилообразную, а близкую с синусу форму (применен PFC), так что можно ожидать более низкого уровня сетевых гармоник высокого порядка.
  • По выходному сопротивлению на 100 Гц SMPS (у которого на выходе 2х 4700мкФ) уступает линейному источнику, но на 1кГц разница практически не видна
Картинки:
Усилитель выдает синус 100Гц или 1кГц амплитудой 23-24 вольта в нагрузку 4 ома (около 70Вт), потребляемый ток 2х 1.6А. Верхний сигнал - выход усилителя, нижний - положительная шина питания.

Нестабилизированный линейный источник (трансформатор, выпрямитель, 44000мкФ в каждом плече):
TEK0020.png
То же, с разверткой помедленее - видны пульсации сети:
TEK0022.png
То же, 1кГц вместо 100Гц, ясно видна классическая пилообразная форма пульсаций с частотой сети:
TEK0026.png
SMPS, 100Гц:
TEK0031.png
Тоже SMPS, но с медленной разверткой, видны пульсации сети:
TEK0032.png
Тоже SMPS, но не 100Гц, а 1кГц, пульсации сети синусоидальные, а не пилообразные:
TEK0035.png
 

wakh

Вахтанг, Москва
14 Июл 2018
3,927
1,856
71
Москва
www.diyaudio.ru
  • По уровню пульсаций с частотой сети SMPS несколько уступает линейному нестабилизированному источнику с большими (44000мкФ) конденсаторами на выходе. При этом у SMPS пульсации с частотой сети имеют не пилообразную, а близкую с синусу форму (применен PFC), так что можно ожидать более низкого уровня сетевых гармоник высокого порядка.
  • По выходному сопротивлению на 100 Гц SMPS (у которого на выходе 2х 4700мкФ) уступает линейному источнику, но на 1кГц разница
Предполагаю, что если запитать ВК по нашей идеологии (с большим количеством электролитов на плате, 44000 мкФ) от импульсного источника питания, то разницы с линейным ИП не будет.
Случаем не пробовали так?
 

Rus2000

I=U/R
17 Окт 2017
13,135
6,656
Плюк
С имульсным БП отпадает необходимость в батарее банок.
Энергия накапливается в высоковольтной части.
Об этом хорошо говорил Ператрон, жаль, его уже с нами нет.
Очень заманчиво избавиться от огромных батарей конденсаторов, трансформаторов и связанных с ними наводок гармоник сетевой частоты.
Нужны спецы по мощным импульсным БП...
 
Последнее редактирование:

12943

Старожил
6 Дек 2017
1,712
986
Без конденсаторов пиковая - 210 Вт. Один источник - одно напряжение ВК. Итого четыре источника по 210 Вт.
Тут важны именно пиковые мощности.
Как будет работать при изменении нагрузки от 0 до 100% и обратно надо изучать.

С конденсаторами большой ёмкости при выходной мощности 80 Вт пиковая мощь источника - 80 Вт, изменения от 65 до 80 Вт.

Или: два тора, сердечники диаметром 120 мм и высотой 32 мм по 1,8 кг, меди по 1,5 кг.
Конденсаторы по 24 мФ, при пиковой мощности 100 Вт на синусе 24 Гц дают просадку 1,5 В.
Но практически это большой избыток. На любой фонограмме пульсаций напряжения нет совершенно до тех пор, пока нет ограничения,
замерял осциллом.
Проверки на синусе не имеют ничего общего с работой на муз. сигнале.
Поэтому, по-моему, гораздо проще БП с конденсаторами большой ёмкости в низковольтной части.
 

alexcp

Ну, что у нас плохого?
Вот тут резонансник, который мне очень нравится:
С SMPS появляются разные возможности, которые были бы громоздкими в линейном варианте. Например, TI когда-то сделал оценочный модуль , в котором есть отдельный "дежурный" SMPS для питания малосигнальной части - когда его нарузка возрастает, включается основной, для питания ВК. Кроме того, напряжение питания для ВК меняется - оно 25 вольт, пока усь не в клипе, а при клипе вырастает до 50 вольт (и включается PFC):
Clip detect.png
 

О Нас

  • Наше сообщество существует уже много лет и гордится тем, что предлагает беспристрастные и критические обсуждения среди любителей радиоэлектроники. Мы каждый день работаем над тем, чтобы быть лучше.

Быстрая Навигация

Пользовательское Меню