Rus2000

I=U/R
17 Окт 2017
13,095
6,631
Плюк
никто не
будет тратить время на решение таких проблем
Не вижу проблемы.
Ровно такой же трансформатор работает и с обычным подмагничиванием.
Зато автоматически решается вопрос с оптимальным подмагничиванием, в зависимости от спектрального состава сигнала.
Конечно, глубина модуляции, частота ШИМ и его амплитуда зависят от параметров ленты и головки. Но, при желании, можно настроить и эту систему.
 
Последнее редактирование:

Grisha Perelman

Постоялец
12 Фев 2020
140
173
55
Ровно такой же трансформатор работает и с обычным подмагничиванием.

Обычное подмагничивание синхронно и практически синфазно для всех каналов, форма сигнала
очень близка к синусоидальной - ну наведется она на соседний канал, ну
и что ? Там свое практически такое же присутствует - изменится несколько
амплитуда(это регулируется).
А вот если появятся четные гармоники тока подмагничивания - фонограмма
сразу зашумит.
 

Sagittarius

Витя "Интегратор". Подлец, сквернослов, плагиатор.
1 Мар 2017
28,741
5,572
Гейропы
Не вижу проблемы.
ШИМ - это ж меандр. И он наведётся за счёт ёмкостной составляющей и ВЧ-наводкам на всё, что видит. Представь красоту спектра и что будет с линейностью любого усилителя на меандре.
И все последствия запишутся на ленту.
Гиблая идея.
 

Sagittarius

Витя "Интегратор". Подлец, сквернослов, плагиатор.
1 Мар 2017
28,741
5,572
Гейропы
Ток головки - уже далеко не квадрат.
Напряжение наведёт иголки на месте фронтов ШИМа.
Ставить выход ШИМ-а прямо около головы.
Нельзя. Там УВ стоит.
И вообще, слишком много почестей такому изощрённому способу наделать интермодов.
 

Sagittarius

Витя "Интегратор". Подлец, сквернослов, плагиатор.
1 Мар 2017
28,741
5,572
Гейропы

Вложения

Grisha Perelman

Постоялец
12 Фев 2020
140
173
55
Вот типичный график роста зависимости шумов фонограммы от
2-й гармоники тока подмагничивания
bias_distor.png

И это ещё один из "секретов" японских магнитофонов 70х - их генераторы стирания и подмагничивания для уменьшения уровня
четных гармоник были ОЧЕНЬ хорошо симметрированы.
 

Вложения

Последнее редактирование:

Sagittarius

Витя "Интегратор". Подлец, сквернослов, плагиатор.
1 Мар 2017
28,741
5,572
Гейропы
Мало ОУ, нужно больше!
В общем, проблема та, что надо писать сигнал от источника с 2 В выходного напряжения. Дальнейшего усиления по напряжению это не предполагает, тогда как необходим подъём на НЧ и ВЧ: надо или усиливать сигнал на величину подъёма, или ослаблять на ту же величину. Хорошо выкрутились акаевцы: НЧ-подъём они сформировали делителем R17-R18C12:

1582965832744.png
 

Grisha Perelman

Постоялец
12 Фев 2020
140
173
55
Ok, Dolby HX Pro.

Для начала нам надо знать про нее следующее:
- эта система не имеет никакого отношения к компандерам и системе Dolby HX в частности , поэтому
запись, сделанную с Dolby HX Pro, можно прослушивать на любом магнитофоне
- достоинства Dolby HX Pro столь весомы, что, например, последние студийные аппараты фирмы Studer
использовали такую систему, в неотключаемом режиме, а в аппаратах датской фирмы Lyrec отключение
системы можно было сделать только с помощью перемычки на плате.

Начнем с выходного каскадa Dolby HX Pro - схем управления током подмагничивания (сразу отметим,
что система работает отдельно для каждого канала).
Существует несколько практических способов управления используемых в профессиональной аппаратуре:

1. регулировка тока транзисторов:

Достоинства: достаточно хорошая регулировка, легко сделать ИС
Недостатки: входной сигнал должен быть синусоидальным с малыми искажениям, проблемы с четными
гармониками, заметное тепловыделение.

Пример:

- микрохема uPC1297CA, используемая в кассетных магнитофонах (на картинке выходной каскад - это VCA)

1583067467158.png

- аппарат Frida фирмы Lyrec:

1583067538935.png

2. классический VCA + усилитель

Такоий подход использовался фирмой Studer Revox в аппаратах Studer A827 и некоторых других
Достоинства: хорошая регулировка, использование стандартых ИС
Недостатки: входной сигнал должен быть синусоидальным с малыми искажениям, проблемы с четными гармониками,
некоторая громоздкость(особенно в многоканальных системах)

Пример:

- схема аппарата Studer A827. Обратите внимание на контур L502/C564, который подчищает выходнои сигнал VCA от гармоник.

1583067678124.png

3.Push-pull ключевои каскад + трансформатор

Эта схема, ИМХО, является самой удачной - синусоида получается за счет резонанса в выходной обмотке трансформатора,
четные гармоники минимальны по сравнению с другими схемами.
Недостаток - сильная зависимость четных гармоник от типа примененных ключевых транзисторов.


Пример
- схема аппарата Studer C278.

1583067777509.png
 
Последнее редактирование:

Oleg

Постоялец
12 Авг 2019
273
266
52
достоинства Dolby HX Pro столь весомы
А Сухов ссылался на работы, в которых на основе измерений показано, что эффективность именно этой системы или невысока, или вообще нулевая. Не знаю, правда ли, не занимался вплотную этим вопросом.
 

Oleg

Постоялец
12 Авг 2019
273
266
52
Именно HX-pro. Посмотрите Радиоежегодник-1991, там большая статья на эту тему. В сети есть тот французский журнал, на который ссылается Сухов. Я только что его скачал:


HX-pro.png
 

Grisha Perelman

Постоялец
12 Фев 2020
140
173
55
Вот хорошая статья из
В профессиональной аппаратуре описанный недостаток легко устраняется (правда, не автоматически).
Добавить СДАП Сухова очень легко (для тех, кому это надо) - но выходной каскад остается АБСОЛЮТНО тот же !!!


//-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Почему в разных магнитофонах система адаптивного динамического подмагничивания Dolby HX Pro неравнозначно эффективна?

Ответ на этот ИНТЕРЕСНЕЙШИЙ ВОПРОС проясняет сразу два факта:

- несостоятельность системы Dolby HX Pro во многих деках, или, попросту, зря потраченные деньги, за наличие в этих магнитофонах Dolby HX Pro;

- осуществлённую возможность доработать систему Юргена Енсена Николаем Суховым, что привело к созданию киевским инженером модификации Dolby HX Pro - "САДП".

(подробнее об этом написал сам Сухов: )
В-общем, разбираемся.

I. Ху из система адаптивного динамического подмагничивания Dolby HX Pro?
Инженером датской фирмы B&O Юргеном Енсеном было введено понятие «активное подмагничивание», означающее сумму «обычного» тока высокочастотного подмагничивания с током записи, «взвешенным» фильтром верхних частот с частотой среза, равной верхней граничной частоте канала записи и крутизной спада АЧХ 6 дБ/октаву. Другими словами, под активным подмагничиванием понимается сумма всех токов через головку записи, взвешенных частотной характеристикой. «Взвешивание» отображает факт, что более высокочастотные составляющие сигнала записи при равной амплитуде обладают большим подмагничивающим эффектом, чем менее высокочастотные. Завершает схему петля авторегулирования для активного подмагничивания, и Dolby HX Pro (созданная Енсеном при содействии Dolby Laboratories Inc.) - готова.
Алгоритм работы системы можно записать в виде уравнения, основанного на поддержании постоянства суммы
Iз (f/fв) + Iп
где Iз и f – ток и частота сигнала записи, Iп – ток высокочастотного подмагничивания.

II. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, - или как закалялась САДП
Однако, при эксплуатации различных магнитофонов, оснащённых Dolby HX Pro, в работе системы открылась неприятная особенность.
Так, например, в магнитофоне Akai GX-95 (в котором есть возможность Dolby HX Pro отключить и сравнить два режима - с ней, и без неё), несмотря на состояние переключателя Dolby HX Pro, работа системы практически не влияет на качество записи. Также и в Денон DR-M30, Sony TC-R502ES, etc. Напротив, в Люксман К106, Пионер CT-X540WR, эффективность Dolby HX Pro достигает 5...8 дБ.
В чём причина этакой подковыки? Этим вопросом задался Николай Сухов.
Детально исследовав работу системы, инженер установил, что отмеченный недостаток обусловлен маленькой, но существенной ошибкой в определении алгоритма работы Dolby HX Pro, основанной на неверном определении понятия «активного» подмагничивания.
В различных аппаратах, после экспериментальных измерений было установлено, что зачастую снижения тока подмагничивания при разных уровнях записи в зависимости от частоты сигнала записи явно недостаточно, для компенсации возникающей при таких уровнях нелинейности магнитной ленты на частотах 10…15 кГц.
С помощью выработанной Н. Суховым оптимальной модуляции тока подмагничивания (автор САДП использовал теоретические представления с данными сложных экспериментов) Система Адаптивного Динамического Подмагничивания принципиально отличается от Dolby HX Pro более «весомым» и регулируемым в зависимости от параметров магнитной головки вкладом высокочастотных составляющих тока записи в общее «эффективное» подмагничивание, что приводит к более глубокой модуляции тока высокочастотного подмагничивания. Подбором коэффициента К удалось получить оптимальный режим подмагничивания для любых существующих магнитных головок:
Iп.эфф. = Iз(f/fв)K + Iп
где К – параметр конструкции головки записи, зависящей от соотношения номинальных токов записи и подмагничивания (К ~ 1,7-4).
(Положив в формуле К = 1, мы получим алгоритм работы Dolby HX Pro.)

III. Ответ прост. Ну конечно - головки! Вот разгадка!

Соотношения между токами подмагничивания и записи у магнитных головок разных типов существенно отличаются. С учётом этого становится понятной неоднозначность эффективности Dolby HX Pro: алгоритм её работы независим от соотношения Iп.опт./Iз.ном., поэтому естественно, что в разных головках равному повышению уровня тока записи в децибелах соответствует различный его вклад в «активное» подмагничивание по Енсену.


______________
Литература:

Н. Е. Сухов Атлас аудиокассет от Agfa до Yashimi – Киев - МП «СЭА» - «РадioАматор» - 1994. – С.218-230
 

О Нас

  • Наше сообщество существует уже много лет и гордится тем, что предлагает беспристрастные и критические обсуждения среди любителей радиоэлектроники. Мы каждый день работаем над тем, чтобы быть лучше.

Быстрая Навигация

Пользовательское Меню